Парциальные программы
Аннотация к программе В.П.Новиковой «Математика в детском саду»
Программа Валентины Павловны Новиковой «Математика в детском саду», предназначена для обучения детей 3 – 7 лет, выпущена в издательстве «Мозаика-Синтез». Рекомендовано Министерством образования РФ. Данное пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений всех типов, а также гувернерам и родителям.
В пособии представлена программа и рассмотрено содержание комплексной работы в области математического образования дошкольников, раскрыты формы организации познавательной деятельности детей 3-7 лет как на занятиях, так и в повседневной жизни дошкольного учреждения. Предложены интересные способы взаимодействия воспитателя с детьми и вовлечения родителей в педагогический процесс.
Главным достоинством данной методики является способ подачи материала. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме.
Математические понятия воспринимаются ребёнком через игру. Занятие включает в себя работу над несколькими разными темами. Переход от одной темы к другой осуществляется с помощью физкультминуток, упражнений по тренировке мелкой моторики рук, упражнений на внимание. Эта программа охватывает следующие темы: количественный счёт, порядковый счёт, пространственные отношения, работа по образцу, фантазия и воображение, качественное соотнесение, взаимно-однозначное соответствие, признаки: форма, цвет, размер, длина, ширина, высота, работа со схематичными изображениями.
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. В конце года взрослый может проверить знания детей по прилагаемой диагностической карте.
Конспекты занятий.
В пособии представлены конспекты занятий с детьми разных групп, каждая возрастная группа в отдельной книге. Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Большинство занятий носит интегрированный характер. Основной упор отводиться самостоятельным решениям, выбор способов самопроверке. Все полученные знания закрепляются в играх.
В пособии представлены конспекты занятий с детьми разных групп, каждая возрастная группа в отдельной книге. Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Большинство занятий носит интегрированный характер. Основной упор отводиться самостоятельным решениям, выбор способов самопроверке. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым придается большое значение. Достаточно широко используются условные символы, позволяющие детям переходить от обучения с элементами наглядности к решению задач в умственном плане. В процесс обучения включены пословицы, считалки, загадки. Дошкольникам предлагается объяснить ход решения ими различных математических задач, что способствует и их речевому развитию. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на занятии. Кроме того, предлагаются задания для родителей с целью привлечения их к совместной деятельности с воспитателями. Все полученные знания и умения подготавливают к усвоению детьми на следующей ступени развития более сложных математических задач.
Рабочие тетради
Рабочие тетради, это комплект учебных тетрадей для занятий математикой в разных возрастных групп. Весь комплект основывается на технологии деятельностного метода обучения. Данное пособие является начальным звеном непрерывного курса математики для дошкольников, разработаны в соответствии с содержанием методических пособий В.П.Новиковой «Математика в детском саду» и предназначена для индивидуальных и групповых занятий с дошкольниками. Предлагаемые занятия содержат интересный насыщенный материал для занятий с детьми.
Предлагаемые в тетради задания направлены на формирование умения анализировать, обобщать, сравнивать, рассуждать, делать умозаключения и выводы. Обучение должно проходить в форме диалога взрослого и ребенка. Для выполнения некоторых заданий в конце тетради в помощь ребенку предлагается дидактический материал, который взрослый должен подготовить в соответствии с задачами, которые будут решаться на занятии. Многие предложенные в тетради вопросы не предполагают, простых однозначных ответов - вариантов может быть несколько. Важно дать ребенку возможность рассуждать и самостоятельно решить, какой ответ подойдет.
Демонстрационный материал для детей 3 – 7 лет.
Демонстрационный материал включает в себя картонные листы с сюжетными картинками и материалами к играм, а также методические рекомендации с подробным описанием игр и использования материалов к ним. С помощью специальных заданий может быть организована как индивидуальная, так и групповая или фронтальная работа с детьми. Материал составлен с учетом возрастных возможностей детей, его можно использовать во всех возрастных группах. Некоторые карточки предназначены для работы с детьми одного возраста, другие универсальны и используется в разных возрастных группах. Данное пособие формирует не только математические представления, но и способствует расширению кругозора детей и развитию межпредметных связей. Занимательность сюжетов в пособии способствует развитию наблюдательности, умения включатся в поиск, выделять отдельные признаки предмета или явления, находить существенные или второстепенные признаки, сравнивать и сопоставлять, делать выводы, аргументировать свой ответ, понимать логику и закономерность явлений.
Демонстрационный материал может быть использован на занятиях в детском саду, группах кратковременного пребывания, а также для занятий родителей с детьми, которые не посещают дошкольные учреждения. Пособие включает в себя картонные листы с сюжетными картинками и материалами к играм, а также методические рекомендации с подробным описанием игр и использования материалов к ним. С помощью специальных заданий может быть организована как индивидуальная, так и групповая или фронтальная работа с детьми. Материал составлен с учетом возрастных возможностей детей, его можно использовать во всех возрастных группах. Некоторые карточки предназначены для работы с детьми одного возраста, другие универсальны и используется в разных возрастных группах. Данное пособие формирует не только математические представления, но и способствует расширению кругозора детей и развитию межпредметных связей. Занимательность сюжетов в пособии способствует развитию наблюдательности, умения включатся в поиск, выделять отдельные признаки предмета или явления, находить существенные или второстепенные признаки, сравнивать и сопоставлять, делать выводы, аргументировать свой ответ, понимать логику и закономерность явлений.
Раздаточный материал
Наглядно-дидактическое пособие составлено на основе с методических пособий В. П. Новиковой «Математика в детском саду», рекомендованными Министерством образования РФ и предназначено для занятий с детьми. Пособие включает в себя 10 картонных страниц с сюжетными картинками и материалами к играм, а также методические рекомендации с подробным описанием игр и использования материалов к ним. Предлагаемый материал составлен с учетом возрастных возможностей детей дошкольного возраста. Программное содержание дается с усложнением от группы к группе. Часть карточек посвящена определенно тому или иному возрасту, другие универсальны и могут быть использованы в разных возрастных группах. Каждая карточка может использоваться для нескольких различных заданий, предлагаемых в методических рекомендациях. Помимо формирования математических представлений пособие способствует расширению кругозора детей, развитию понимания межпредметных связей и может быть использовано при объяснении нового материала, закреплении знаний, организации игр. Данное пособие имеет две части, для детей 3-5 лет и для детей 5-7 лет.
Аннотация к программе «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» С. Н. Николаева
Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ.
Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы – взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Решение вопросов экологического воспитания автор программы видит в организации работы по двум направлениям – двум взаимосвязанным частям программы: формирование начал экологической культуры у детей и развитие экологической культуры взрослых.
Программа «Юный эколог» включает в себя:
Концептуальный научно-обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
- экологически обоснованный подход к построению, содержанию и методов обучения, отбор формы работы, как детском саду, так и в семье
- подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической грамотности и эколого-педагогической готовности к работе с детьми)
- технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.
Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой методов ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме того, программа строилась с учетом результатов исследования ученых в области детской психологии и педагогики. Важнейшими стали следующие положения:
- старшие дошкольники усваивать систематизированные знания о закономерных явлениях природы (взаимосвязь растений и животных со средой обитания, связь компонентов в сообществе живых организмов)
- морфофункциональные свойства растений и животных как
- признаки приспособляемости к среде обитания дошкольники понимают при демонстрации этих признаков на обитателях уголка природы
- при соответствующей организации педагогического процесса во всех возрастных группах дети начинают понимать специфики живого организма, его отличие от предмета (неживого объекта)
- старшие дошкольники усваивают существенные признаки живого объекта
- средние и старшие дошкольники усваивают различные сложные представления (обобщенные, динамические) на основе комплекса сходных признаков явлений природы (например, рост и развитие растений и животных).
Вся программа состоит из пяти разделов. Первый и второй разделы посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Третий прослеживает их роль в процессе роста растений и животных. В четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Пятый показывает разные формы взаимодействия с природой.
Программа здоровье-сберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
В XXI веке перед человечеством встает одна из главных проблем — всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
В содержание программы включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка»,
«Ребенок на улицах города».
При реализации этой программы каждое дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности.
В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных её принципов Программа имеет учебно-методический комплект: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.
Рекомендована Министерством образования РФ.
Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду»
Автор Л.В.Куцакова.
Цель: развитие конструкторских умений и художественно-творческих способностнй детей, ознакомление их с различными приемами моделирования и конструирования.
Программа содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус.
В авторском пособии «Занятия с дошкольниками по конструированию и художественному труду» дана развернутая технология обучения детей конструированию с помощью конструкторов, бумаги, картона, строительного, природного, бросового и других материалов. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дидактики и возрастным возможностям детей.
«Физкультурные занятия с детьми» Л.И. Пензулаевой
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств(скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Все вышеизложенные парциальные программы рекомендованы Министерством образования РФ.
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (Автор: И. А. Лыкова)
Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.
Программа «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ГОУ (задачи, планирование, конспекты занятий).
Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1.Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
5.Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции- творца».
Народное искусство – детям. Авторская программа Т.С. Комаровой
Цель программы - художественно-эстетическое воспитание дошкольников, которое реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для учреждений дошкольного образования.
«Ладушки» И.М.Каплуновой
Программа «Ладушки» дает возможность сделать учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями. Формируется устойчивый интерес к музыкальным занятиям. Они с нетерпением ждут его. Счастливые от восторга глаза детей- лучшая награда музыкальному руководителю.
Программа «Ладушки» помогает превратить каждое занятие в маленький праздник. Наш девиз: «Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!».
Задачи программы
- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
- Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
- Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
- Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
- Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
- Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
Н.А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
Цель программы - развитие у ребенка общей музыкальности. Музыкальность - это усвоенный музыкальный опыт, способы усвоения опыта, а также способности, выступающие как результата усвоения детьми обобщенных способов музыкальной деятельности. Музыкальность у детей – это комплекс способностей, содействующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных формах. Интерес к музыке и достаточно развитый музыкальный слух, говорят о музыкальности ребенка.
Музыкальность формируется через музыкальную деятельность детей. Существуют способности, наличие которых необходимо ребенку для выполнения конкретной деятельности – слушания, исполнения, творчества.